Международная сеть рекламных агентств ZenitdOptimedia
(входит в группу VivaKi — медийную структуру транснационального
коммуникационного холдинга Publicis Groupe) выпустила обновленный
прогноз развития глобального рекламного рынка в 2010-2012 году. В
сообщении ZenitdOptimedia говорится, что аналитики агентства повысили
свой прогноз по расходам на рекламу в 2010 году и ожидают роста объемов
мирового рекламного рынка на 4,8%. Российский рынок, по данным
московского офиса ZenitdOptimedia, вырастет в 2010 году на 16% до 237
млрд. руб. Это пятый подряд пересмотр прогноза в положительную сторону,
после ряда непрерывных понижений в 2008-2009 году.
Глобальный прогноз ZenitdOptimedia по 2011 году повышен с 4,5 до
4,6%, что несколько ниже динамики 2010 года. На развитых рынках
рекламодатели продолжают осторожничать и не делают ставок на резкое
увеличение расходов на рекламу. Поэтому прогноз ZenitdOptimedia остается
ниже роста ВВП (в среднем растет на 6% ежегодно). Доля мировых расходов
на рекламу в ВВП в 2010 году сократилась до 0,75% с 0,88% в 2007 году. В
2012 году, по прогнозам, она еще сократится — до 0,74%. По мере того,
как уверенность рекламодателей в завтрашнем дне укрепится, рост расходов
на рекламу должен «перекрыть» динамику роста ВВП — 6% в год.
Исторически, через три года после спада в расходах на рекламу, идет
быстрый подъем, опережающий средний годовой прирост за последние 25 лет
(составляет 6,1%). Так было в 1994 году (после рецессии 1991 года) и в
2004 году (после спада 2001 года). ZenitdOptimedia прогнозирует, что в
2012 году рост глобального рынка составит лишь 5,4% — на 0,7% ниже
среднего. Это говорит о серьезности последнего спада, преодолеть который
потребуется больше времени, чем обычно бывает в исторической
перспективе. Рекламные рынки всех регионов мира росли быстрее, чем предполагалось
ранее. Прогноз по Центральной и Восточной Европе увеличен с 7% до 7,2%,
Северной Америке — с 1,3% до 2,4%, Западной Европе — с 2,2% до 3% (было
2,2%). Самые серьезные коррективы внесены в прогноз развития рынка Южной
Америки — с 7% до 16,8%. Они вызваны быстрым ростом бразильского рынка
(+57% во втором квартале 2010 года относительно второго квартала 2009
года). Центральная и Восточная Европа пострадали от экономического
кризиса больше остальных, показав снижение расходов на рекламу на 24,6% в
2009 году. Сейчас регион разделен на быстро восстанавливающиеся страны
(Белоруссия, Босния и Герцеговина, Россия, Сербия, Словения, Турция и
Украина), рост рынка в которых прогнозируется на уровне 10-30%, и
страны, экономика которых пока находится не в самой лучшей ситуации
(Болгария, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Румыния). Рынки этих стран
продолжат сокращаться в 2010 году — от 4% до 17%. Самое большое падение
рынка предсказывается в Греции — на 17% в 2010 году и на 5% в 2011 году.
В Латвии снижение расходов на рекламу в 2010 году составит 14%, а в
2011 году — 4%. Другие «проблемные» рынки в 2011 году вернутся к росту,
что позволит региону достичь роста на 9,9% в 2011 году и 11% в 2012
году.
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $ млн. по текущему курсу) | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Северная Америка | 179 776 | 156 556 | 160 303 | 164 377 | 169 306 | Западная Европа | 112 780 | 100 129 | 103 176 | 106 221 | 109 941 | Азия и Тихоокеанский регион | 106 664 | 99 719 | 106 049 | 112 830 | 121 206 | Центральная и Восточная Европа | 35 594 | 25 325 | 27 139 | 29 813 | 33 094 | Южная Америка | 27 210 | 25 733 | 30 067 | 32 756 | 35 828 | Африка, Ближний Восток и Остальной мир | 20 098 | 21 251 | 22 752 | 24 306 | 26 096 | Весь мир | 479 485 | 428 712 | 449 486 | 470 305 | 495 471 |
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %) | 2008 vs 2007 | 2009 vs 2008 | 2010 vs 2009 | 2011 vs 2010 | 2012 vs 2011 | Северная Америка | -3.8 | -12.6 | 2.4 | 2.5 | 3.0 | (из них США) | -4.2 | -12.9 | 2.2 | 2.4 | 2.9 | Западная Европа | -1.3 | -11.2 | 3.0 | 3.0 | 3.5 | Азия и Тихоокеанский регион | 1.6 | -6.5 | 6.3 | 6.4 | 7.4 | Центральная и Восточная Европа | 12.8 | -24.6 | 7.2 | 9.9 | 11.0 | Южная Америка | 13.9 | -5.4 | 16.8 | 8.9 | 9.4 | Африка, Ближний Восток и Остальной мир | 22.7 | 5.7 | 7.1 | 6.8 | 7.4 | Весь мир | 0.8 | -10.6 | 4.8 | 4.6 | 5.4 |
Телевидение лучше других медиа пережило экономический кризис.
Потребители проводили больше времени дома, а новые технологии, такие как
HDD-рекодеры и телевидение высокой четкости, стимулировали
телесмотрение. Более всего это было заметно на развивающихся рынках,
которые стали ядром роста доли этого медиа в общих расходах на рекламу.
ZenitdOptimedia прогнозирует рост доли ТВ в 2012 году до 41,6% (в 2009
было 39,2%, в 2008 — 38%). Интернет продолжает показывать устойчивый рост. Его доля в общем
рекламном «пироге» выросла в 2009 году до 12,8% с 10,5% в 2008 году. К
2012 году это медиа отвоюет 16,5% долю, что лишь на 2,5% ниже доли
газет. Последние продолжают оставаться одним из самых «проблемных»
медиа, теряя долю каждый год, начиная с 1987 года, когда она составляла
40,6%. В 2009 году доля снизилась до 23%, а в 2012 году составит, по
прогнозам, лишь 19%.
Глобальные расходы на рекламу по медиа ($ млн. по текущему курсу) | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Газеты | 118 783 | 97 265 | 94 353 | 93 335 | 92 740 | Журналы | 54 939 | 43 832 | 43 062 | 42 453 | 42 413 | Телевидение | 179 345 | 165 445 | 180 353 | 191 319 | 202 807 | Радио | 35 732 | 31 645 | 31 736 | 32 288 | 33 626 | Кино | 2 214 | 2 082 | 2 239 | 2 364 | 2 499 | Outdoor | 31 760 | 28 169 | 29 684 | 31 382 | 33 176 | Интернет | 49 470 | 54 124 | 61 450 | 69 992 | 80 188 | Все медиа * | 472 242 | 422 563 | 442 876 | 463 133 | 487 449 | * Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по
регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов
по медиа. |
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%) | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Газеты | 25.2 | 23.0 | 21.3 | 20.2 | 19.0 | Журналы | 11.6 | 10.4 | 9.7 | 9.2 | 8.7 | Телевидение | 38.0 | 39.2 | 40.7 | 41.3 | 41.6 | Радио | 7.6 | 7.5 | 7.2 | 7.0 | 6.9 | Кино | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | Outdoor | 6.7 | 6.7 | 6.7 | 6.8 | 6.8 | Интернет | 10.5 | 12.8 | 13.9 | 15.1 | 16.5 | Реклама в поисковых системах по-прежнему является
двигателем развития интернет-рекламы в целом. Ее доля в общих расходах
на рекламу в интернете вырастет с 49,2% в 2009 году до 51,4% в 2012
году. Вклад баннерной рекламы снизился с 33,2% в 2008 году до 32,6% в
2009 году. |
Глобальные расходы на рекламу в Интернете ($ млн. по текущему курсу) | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Баннерная реклама | 16 433 | 17 618 | 20 164 | 23 008 | 26 492 | Classified | 9 739 | 9 902 | 10 320 | 11 369 | 12 502 | Реклама в поисковых системах | 23 298 | 26 604 | 30 966 | 35 615 | 41 193 | Итого | 49 470 | 54 124 | 61 450 | 69 992 | 80 188 |
Российский офис ZenitdOptimedia прогнозирует, что в 2010 году
рекламный рынок в стране вырастет на 16% по отношению к 2009 году и
составит 237,029 млрд. руб. В июльском прогнозе ожидался подъем на 12%
до 227,6 млрд. руб. Рынок в России продолжает восстанавливаться после
кризиса. Если темпы прироста будут сохранены, в 2011 году российский
рынок ожидает рост не менее, чем на 18%.
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей) | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Телевидение * (в том числе кабельно-спутниковое, с 2007 года) | 85 900 | 113 200 | 138 900 | 113 700 | 130 755 | Печатные СМИ | 44 600 | 51 900 | 57 600 | 32 600 | 34 882 | Радио | 12 500 | 14 900 | 14 000 | 9 000 | 9 810 | Наружная реклама | 33 100 | 40 400 | 45 800 | 27 300 | 32 760 | Интернет (в том числе контекстная реклама, с 2007 года) | 2 900 | 12 700 | 17 600 | 19 000 | 25 650 | Прочие носители (в том числе indoor и кинотеатры, с 2007 года) | 1 800 | 2 400 | 3 200 | 2 600 | 3 172 | Итого | 180 800 | 235 500 | 277 100 | 204 200 | 237 029 |
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия) | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Телевидение | 30% | 32% | 23% | -18% | 15% | Печатные СМИ | 13% | 16% | 11% | -43% | 7% | Радио | 47% | 19% | -6% | -36% | 9% | Наружная реклама | 25% | 22% | 13% | -40% | 20% | Интернет | 60% | * | 39% | 8% | 35% | Прочие носители | 44% | 33% | 33% | -19% | 22% | Итого | 27% | 30% | 18% | -26% | 16% |
Источник: http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/10/18/2713 |